LGM-30F Minuteman II

В июле 1962 года фирма Боинг получила заказ на разработку ракеты LGM-30F «Минитмен-2», которая должна была иметь более высокие тактико-технические характеристики по дальности и точности стрельбы, чем МБР «Минитмен-1». В то же время новая ракета не должна была значительно отличаться от предшественницы, особенно по длине. Так же планировалось модернизировать ракетный комплекс, повысив в первую очередь возможности системы боевого управления. Чтобы выполнить требования заказчика, конструкторам понадобилось создать новые вторую ступень и систему управления. В конце лета 1964 года «Минитмен-2» была готова к летным испытаниям. 24 сентября с Западного ракетного полигона был осуществлен ее первый пуск. Весь комплекс испытаний удалось завершить за год и в декабре 1965 года началось развертывание этих МБР на ракетной базе Гранд Форкс, шт. Северная Дакота. Всего с учетом учебно-боевых пусков, проводившихся боевыми расчетами первых отрядов для получения опыта боевого применения, за период с сентября 1964 по конец 1967 года состоялось 46 запусков «Минитмен-2».

На ракете «Минитмен-2» первая и третья ступени не отличались от аналогичных ступеней МБР «Минитмен-1В», но вторая была полностью новой. Первая ступень состоит из маршевого РДТТ и хвостового отсека. Корпус двигателя изготовлен из высокопрочной стали. В нижней части установлены четыре отклоняемых сопла, обеспечивающих управление вектором тяги при работе РДТТ на активном участке траектории. Заряд смесевого топлива скреплен с корпусом.

Вторая ступень состоит из маршевого двигателя и соединительного отсека. Фирма «Аэроджет дженерал» разработала твердотопливный маршевый ракетный двигатель SR-19 с тягой в пустоте 27 т. Его корпус изготавливался из титанового сплава. Применение топлива на основе полибутадиена позволило получить более высокий удельный импульс. Так как ракетный двигатель имеет только одно фиксированное сопло, разработчикам пришлось использовать новые способы создания управляющих усилий во время его работы. Управление вектором тяги на участке полета второй ступени по тангажу и рысканию осуществляется за счет впрыскивания жидкого фреона в закритическую часть сопла через четыре группы отверстий, расположенных в плоскостях стабилизации ракеты. Управление по крену реализуется с помощью автономной газогенераторной системы с четырьмя неподвижными управляющими соплами, закрепленной на сопловом блоке.

РДТТ второй ступени имеет скрепленный с корпусом заряд смесевого твердого топлива массой 6300 кг, что примерно на 30 % больше, чем у маршевого двигателя такой же ступени на «Минитмен-1В».

Третья ступень включала РДТТ, переходной, приборный и соединительные отсеки. Двигатель третьей ступени имел корпус из стеклопластика и развивал тягу 18,7 т. Внутренняя поверхность корпуса имела слой теплозащиты из каучука. Сопловой блок такой же как на первой ступени. В корпусе РДТТ имелись четыре отверстия, прикрытых заглушками (сопла противотяги). Они открывались по команде системы управления, что позволяло варьировать дальность стрельбы и обеспечить торможение ступени в процессе отделения головной части.

На ракете установили инерциальную систему управления с унифицированным цифровым счетно-решающим устройством, собранном на микросхемах. Все гироскопы чувствительных элементов гиростабилизированной платформы находились в раскрученном состоянии, что позволяло поддерживать ракету в очень высокой готовности к пуску. Выделявшиеся при этом избытки тепла удалялись системой термостатирования. При нахождении на боевом дежурстве система управления использовалась для проведения различных проверок и для решения других задач эксплуатации. Пуск ракеты можно было осуществить по одному из восьми полетных заданий, выбираемых из постоянного запоминающего устройства СУ непосредственно перед стартом. Точность стрельбы (КВО) составило около 900 м, что для середины 60-х годов было очень хорошим показателем.

«Минитмен-2» оснащалась моноблочной термоядерной головной частью двух типов Мк11В и Мк11С, мощностью 1,5 Мт. На ракете удалось также разместить комплекс средств преодоления противоракетной обороны, состоящий из ложных целей и дипольных отражателей.

К началу 1971 года вся группировка МБР «Минитмен-2» была полностью развернута. Первоначально планировалось поставить военно-воздушным силам 1000 ракет этого типа (модернизировать 800 ракет «Минитмен-1» и изготовить 200 новых). Но в силу ряда причин военному ведомству пришлось свои планы ограничить. В итоге на боевое дежурство поставили только половину (200 новых и 300 модернизированных) МБР, а всего было закуплено 688 ракет. Производство «Минитмен-2» было завершено в 1969 году.

После установки в пусковые шахты ракет «Минитмен-2» на первых же проверках выявились отказы бортовой системы управления. К тому же поток таких отказов заметно возрастал и единственная ремонтная база не смогла справиться с объемом ремонтных работ из-за ограниченных производственных возможностей. Пришлось для этих целей подключить мощности завода-изготовителя фирмы Отонетикс, что сразу же сказалось на темпах производства новых ракет. Положение еще больше осложнилось, когда на ракетных базах началась модернизация «Минитмен-1В». Причиной же этого пренеприятного для американских ракетчиков явления, повлекшей к тому же задержку в развертывании всей группировки ракет, являлось то, что еще на этапе разработки тактико-технических требований был заложен недостаточно высокий уровень надежности системы управления. С потоком заявок на ремонт более или менее удалось справиться только к октябрю 1967 года, на что пришлось затратить дополнительные финансовые средства.

На начало 1991 года в боевом составе стратегических наступательных сил США числилось 450 развернутых МБР «Минитмен-2» и около полусотни ракет в резерве. Естественно, что за долгий срок эксплуатации ракеты модернизировались с целью повышения их боевых возможностей. Совершенствование некоторых элементов системы управления, а также алгоритмов работы бортового цифрового вычислительного комплекса позволило повысить значение КВО до 450 м., что давало возможность наносить удары по малоразмерным целям средней защищенности. Производилась замена топливных зарядов двигателей вторых ступеней, что было вызвано старением топлива. Повышалась защищенность шахтных пусковых установок (до 70 кг/см кв.) и командных пунктов.

Ракеты «Минитмен-2» интенсивно использовались для проведения учебно-боевых пусков. Как известно, такие пуски проводятся в целях поддержания высоких навыков личного состава ракетных частей, определения уровня технического состояния и надежности ракет, а также в опытных целях. Всего американцы провели 211 запусков МБР «Минитмен-2». По заявлению специалистов количество неудачных пусков составило менее 6 %. Это высокий показатель.

Со временем такое достоинство, как многолетний срок эксплуатации, превратилось в недостаток. Дело в том, что сложившаяся на момент серийного производства кооперация фирм, занятых выпуском ракет и комплектующих для всего ракетного комплекса, стала распадаться. Периодическое обновление различных систем и отдельных блоков для поддержания заданного уровня надежности ракет требовало изготовление изделий, которые уже сняты с производства. Это приводило к тому, что расходы на поддержание группировки старых ракет в боеготовом состоянии неуклонно возрастали.

Выход из этой ситуации был найден в ликвидации МБР «Минитмен-2» в рамках совместного с СССР Договора об СНВ, что и было реализовано. С конца 1993 года начался вывод из боевого состава ракет этого типа. К началу 1996 года все они были сняты с вооружения. Часть из них пока находится на хранении. Одновременно ведутся работы по демантожу шахтных пусковых установок. Все работы планируется завершить к концу 1998 года.

 

 

Сайт создан в системе uCoz