LGM-30A/B Minuteman I

Начало работ над проектом легкой МБР «Минитмен» относится к концу 50-х годов. Первые результаты испытаний межконтинентальных ракет с ЖРД внушали тревогу руководителям американской ракетной программы относительно возможностей завершения испытаний в ближайшее время, да и о дальнейшей перспективе таких ракет. Так как основные сложности были связаны с функционированием ЖРД, то конструкторы попытались найти им альтернативу. Еще в 1956 году некоторые промышленные фирмы США начали активные работы по созданию относительно больших твердотопливных двигателей. В связи с этим в научно-исследовательском отделе Управления ракет в Рэймо-Вулдриже была создана небольшая группа специалистов, в обязанности которым вменялись сбор и анализ данных по ходу исследований в области двигателей на твердом топливе. В эту группу направили полковника Э. Холла, бывшего руководителя ракетной программы «Тор». Деятельный полковник после глубокого изучения дел подготовил проработанный проект создания новой ракетной системы, который сулил заманчивые перспективы в случае его реализации.

Проект генералу Шриверу понравился и он запросил 150 млн. долларов на его разработку. Предлагаемая ракетная система получила шифр WS-133А и название «Минитмен». Но руководство министерства ВВС санкционировало выделение только 50 млн. для финансирования первого этапа, предусматривавшего теоретические исследования и разработку опытного образца. В этом не было ничего удивительного. В то время в США среди военных руководителей высокого ранга и политиков было много сомневающихся относительно возможности быстрой реализации такого проекта, который, по их мнению, базировался на оптимистических идеях, еще не опробованных на практике.

Получив отказ в полновесных ассигнованиях, Шривер развил бурную деятельность и в конце концов добился выделения в 1959 финансовом году еще больших денежных средств — 184 млн. долларов. По его настоянию руководителем программы «Минитмен» назначили полковника Отто Глазера, который к тому времени зарекомендовал себя, как способный организатор, вхожий в научную среду и влиятельные круги военно-промышленного комплекса. Такой человек был очень необходим, так как одобрив создание новой ракетной системы, руководство Министерства обороны США поставило жесткие требования — выйти на летные испытания в конце 1960 года и обеспечить принятие на вооружение системы в 1963 году.

Уже в июле 1958 года утвердили состав фирм-разработчиков, а в октябре фирма Боинг была назначена головной по сборке, монтажу и испытаниям. В апреле — мае следующего года были проведены первые натурные испытания ступеней ракеты. Чтобы ускорить их разработку было принято решение привлечь несколько фирм: фирма «Тиокол кемикэл корпорейшн» разработала первую ступень, «Аэроджет дженерал корпорейшн» — вторую, а «Геркулес Паудер корпорейшн» — третью. Все огневые испытания маршевых ракетных двигателей завершились успешно.

В начале сентября 1959 года сенат объявил программу «Минитмен» программой «с наивысшим национальным приоритетом», что повлекло дополнительное выделение на ее осуществление 899,7 млн. долларов. Но несмотря на все меры начать летные испытания в конце 1960 года не удалось. Первый испытательный пуск МБР «Минитмен-1А» состоялся 1 февраля 1961 года. И сразу удача. По этому поводу поднялась громкая шумиха. Газеты преподносили ракетную систему «Минитмен», как образец развития и воплощения творческой мысли США. Утечка информации не была случайной. Ее организовали для устрашения Советского Союза, отношения с которым у Соединенных Штатов резко обострились и прежде всего из-за Кубы.

Однако дела обстояли не так уж и радужно. Еще в 1960 году, до начала летных испытаний, стало ясно, что «Минитмен-1А» не сможет летать на дальность свыше 9500 км. Состоявшиеся в последствии пуски подтвердили это предположение. В октябре 1961 разработчики приступили к работам по усовершенствованию ракеты с целью улучшения ее боевых характеристик. Позже эта модификация получила обозначение «Минитмен-1В». Но отказываться от развертывания ракет серии «А» тоже не собирались. В конце 1962 года было принято решение об их постановке на боевое дежурство в количестве 150 штук на ракетной базе ВВС Мальстром, штат Монтана.

В начале 1963 года закончились испытания МБР «Минитмен-1В» и в конце этого года она стала поступать на вооружение. Испытания ракет «Минитмен-1» проводились на Западном ракетном полигоне (авиабаза Ванденберг). Всего, с учетом учебно-боевых пусков, за период с февраля 1962 по апрель 1964 года было запущено 54 ракеты обеих модификаций.

Для своего времени LGM-30А «Минитмен-1» была весьма совершенной и, что очень важно, имела, как заявил представитель фирмы Боинг, «неограниченные возможности для совершенствования». Трехступенчатая, с последовательным разделением ступеней, ракета была выполнена из современных материалов.

Первая ступень состояла из ракетного твердотопливного двигателя и хвостового отсека. Корпус РДТТ М-55 первой ступени изготавливался из специальной нержавеющей стали высокой чистоты и прочности с внутренним теплозащитным покрытием. Этот РДТТ развивал тягу на земле 76 т. Заливка заряда из смесевого топлива в корпус контролировалось специальной ЭВМ. Сопловой блок двигателя состоял из четырех сопел, каждое из которых отклонялось посредством гидропривода в одной плоскости. Такая схема позволяла реализовать управление полетом в трех плоскостях. Разделение первой и второй ступени осуществлялось путем торможения первой ступени за счет работы специальных тормозных твердотопливных двигателей.

Вторая ступень состояла из РДТТ и соединительного отсека конической формы. Двигатель М-56 второй ступени имел корпус из высокопрочной стали и развивал тягу в пустоте 27 т. Сопловой блок, принципы управления полетом и разделения ступеней — такие же, как на первой ступени. РДТТ первой и второй ступеней работали до полного выгорания зарядов.

Третья ступень включала РДТТ, переходной, приборный и соединительные отсеки. Двигатель третьей ступени имел корпус из стеклопластика и развивал тягу 18,7 т. Внутренняя поверхность корпуса имела слой теплозащиты из каучука. Сопловой блок подобен описанным выше. В корпусе РДТТ имелись четыре отверстия, прикрытых заглушками (сопла противотяги). Они открывались по команде системы управления, что позволяло варьировать дальность стрельбы и обеспечить торможение ступени в процессе отделения головной части.

Инерциальная система управления, построенная на базе цифровой вычислительной машины последовательного типа, обеспечивала управление полетом ракеты на активном участке траектории. Использование в гиростабилизированной платформе гироскопов на газовых подшипниках , которые обеспечивали малое сопротивление трения вращению ротора и обеспечивали работу гироскопов в течение нескольких десятков тысяч часов, дало возможность запускать гироскопы сразу после постановки ракеты на боевое дежурство и тем самым снизить время предстартовой подготовки. КВО при стрельбе на максимальную дальность составило 1,6 км. «Минитмен-1А» несла моноблочную головную часть Мк5 мощностью 1 Мт, которая нацеливалась на заранее определенную цель.

По своей конструкции ракета «Минитмен-1В» в основном подобна МБР «Минитмен-1А». Отличия имелись в конструкции РДТТ второй ступени и теплозащите внешнего покрытия ракеты. Корпус двигателя сварен из секций титанового сплава, что дало экономию веса в 100 кг при одновременном увеличении длины на 0, 5 м. Заряд топлива увеличился на 1,7 т

Ракета «Минитмен-1В» оснащалась моноблочной ГЧ Мк11 или Мк11А (отличались ядерным зарядным устройствами) мощностью 1,2 Мт. Перед стартом можно было ввести одно из двух просчитанных полетных заданий для поражения разных целей.

Ракеты устанавливались в одиночные шахтные пусковые установки типа ОС (имели защищенность 21 кг/см кв.) и могли быть запущены через 30 с после прихода пусковой команды с пункта управления отряда. Маршевый двигатель первой ступени запускался непосредственно в шахте и чтобы снизить нагрев корпуса горячими газами, он покрывался с внешней стороны специальной краской на «Минитмен-1А» и пробкой на «Минитмен-1В».

Межконтинентальные ракеты «Минитмен-1» организационно объединялись в крылья, каждое из которых состояло из трех или четырех эскадрилий и базы материально-технического обеспечения. Каждая эскадрилья включала пять боевых отрядов по 10 ПУ в каждом. Каждый отряд имел свой пункт управления пуском, оборудованный на удалении 5 ... 10 км от ШПУ.

Первые два отряда МБР «Минитмен-1А» были поставлены на боевое дежурство в конце 1962 года. Начиная с 1963 года развернулись работы по вводу в боевой состав отрядов «Минитмен-1В». В 1965 году в составе Стратегического авиационного командования насчитывалось 150 ПУ ракет первого типа и 600 ПУ второго типа. МБР «Минитмен-1А и В» находились на вооружении до 1970 и 1974 года соответственно.

Для своего времени ракетные комплексы с ракетой «Минитмен-1» обладали прекрасными тактико-техническими характеристиками, что позволяло использовать их для нанесения внезапного первого удара или для проведения ответно-встречного удара. К тому же они получились относительно недорогими, что позволило организовать развертывание массовой группировки этих ракет

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz