Межконтинентальная баллистическая ракета УР-100

 

 

Первой поступившей на оснащение РВСН МБР второго поколения стала ракета УР-100, разработанная под руководством академика В.Н. Челомея. Задание на разработку «легкой» ампулизированной ракеты, пригодной для крупносерийной постройки, было выдано постановлением Правительства от 30 марта 1963 года. Кроме головного ОКБ-52 привлекалось значительное число смежных организаций, что позволило отработать все системы создаваемого ракетного комплекса в короткие сроки. Весной 1965 года на полигоне Байконур начались летные испытания ракеты. 19 апреля состоялся пуск с наземной пусковой установки, а 17 июля — первый пуск из шахты. Первая серия испытаний показала недоведенность двигательной установки и системы управления. Однако устранение этих недостатков много времени не заняло. 27 октября 1966 года всю программу испытаний удалось успешно завершить. 24 ноября этого же года БРК с ракетой УР-100 был принят на вооружение РВСН. В этот день три первых ракетных полка были развернуты в Красноярске, Бершети и Дровяной.

УР-100 была выполнена по схеме «тандем» с последовательным разделением ступеней и плотной компоновкой отсеков. Ракета конструктивно состояла из первой и второй ступеней и головной части. Разделение ступеней ракеты осуществлялось с помощью пороховых ракетных двигателей, установленных на хвостовом отсеке первой ступени.

Первая ступень включала в себя корпус, маршевую двигательную установку, пневмогидравлическую систему, систему опорожнения баков и приборы системы управления. Корпус был выполнен по несущей схеме и состоял из трех отсеков: хвостового, топливного и переднего. Топливный отсек представлял собой неразъемный блок, состоящий из бака окислителя и бака горючего, которые разделялись общим совмещенным двойным днищем. Двигательная установка первой ступени, размещенная в хвостовом отсеке, состояла из четырех маршевых ЖРД с поворотными камерами сгорания, выполненных по замкнутой схеме с дожиганием генераторного газа в камерах сгорания. Двигатели имели высокий удельный импульс тяги, что позволило ограничить время работы первой ступени. Их суммарная тяга на земле составила 74 т. Для управления полетом ракеты каждый двигатель отклонялся в одной плоскости гидравлическим рулевым приводом.

Вторая ступень по конструкции аналогична первой, но меньших размеров. Ее корпус состоял из хвостового, топливного и приборного отсеков. На ней устанавливали маршевый однокамерный ЖРД и четырехкамерный рулевой ракетный двигатель. Они развивали тягу в пустоте 13,4 т и 1,5 т соответственно. В качестве компонентов топлива применялись самовоспламеняющиеся при взаимном контакте азотный тетроксид и несимметричный диметилгидразин.

  Все топливные баки имели наддув. Перед стартом они наддувались сжатым азотом и воздухом из баллонов, установленных в шахтной пусковой установке, а в полете — продуктами газогенерации.

  На ракете устанавливалась автономная инерциальная система управления, обеспечивавшая управление полетом на активном участке траектории в соответствии с заранее рассчитанной программой полета, а также обеспечивала автоматизированную подготовку пуска и пуск ракеты, дистанционный непрерывный и периодический контроль состояния ракеты с пункта управления боевым ракетным комплексом. В ее состав входили устройства установленные как в приборном отсеке, так и размещенные на пусковой установке. КВО при стрельбе составило 1400 м.

  В качестве боевого оснащения использовалась моноблочная головная часть с термоядерным зарядом мощностью 1 Мт. Большим достоинством было то, что ракета ампулизировалась (изолировалась от внешней среды) в специальном транспортно-пусковом контейнере, в котором она транспортировалась, хранилась в шахтной пусковой установке в течение всего срока эксплуатации в постоянной готовности к пуску и из которого она стартовала. Применение мембранных клапанов, отделявших топливные баки с агрессивными компонентами от ракетных двигателей, позволило держать ракету постоянно заправленной в течение многих лет.

  Контроль технического состояния ракет одного боевого ракетного комплекса, а также предстартовая подготовка и пуск проводились дистанционно по командам с командного пункта полка. Все его 10 ШПУ были разнесены на дальность, обеспечивавшую непоражение одним ядерным зарядом противника двух соседних стартовых позиций (так называемые «ОС» — «отдельные старты»). Для своего времени БРК с МБР УР-100 был лучшим по своим боевым и эксплуатационным характеристикам в своем классе жидкостных ракет и что самое главное — пригодным для массового развертывания. К концу 1971 года было поставлено на боевое дежурство 940 ШПУ с ракетами этого типа.

  Однако успехи в области создания систем управления позволили модернизировать ракету. 23 июля 1969 на полигоне Байконур начались летные испытания МБР УР-100М УТТХ, имевшей более совершенную систему управления с расширенными возможностями по переприцеливанию ракеты, новую облегченную головную часть с повышенной надежностью и комплекс средств преодоления систем ПРО. Были модернизированы ряд систем ракетного комплекса, что улучшило эксплуатационные характеристики. С марта 1970 года эти ракеты стали поступать в строевые части.

  В 1971 году на вооружение принимается новая модификация ракеты, получившая обозначение УР-100К. Она превосходила своих предшественниц по точности стрельбы, надежности и эксплуатационным характеристикам. Были доработаны двигательные установки обеих ступеней. Повышен ресурс работы ЖРД, а также их надежность. Длина топливного отсека первой ступени увеличилась. Масса полезной нагрузки возросла на 60 %.

  Система управления на этой ракете позволяла дистанционно выбрать с командного пункта полетное задание для стрельбы и ввести данные в бортовые устройства. За счет применения режима форсированного разгона гироблоков удалось сократить время технической готовности ракеты к пуску.

  Для начала 70-х годов УР-100К имела высокие боевые характеристики. Она могла нести «легкую» или «тяжелую» моноблочную головную часть термоядерным зарядом. Дальность полета составила 12000 км (больше чем у «Минитмен-2»), а КВО — 1100 м. Высокая надежность предопределила долгий срок эксплуатации этого БРК. Последние ракеты этого типа были сняты с боевого дежурства в конце 1994 года.

  16 июня 1971 года с Байконура в первый полет стартовала последняя ракета из этого семейства, получившая обозначение УР-100У. Она была оснащена головной частью с тремя боевыми блоками рассеивающегося типа. Каждый блок содержал ядерный заряд мощностью 350 кт. Дальность полета хотя и сократилась до 10500 км, но теперь ракета могла эффективно поражать крупные площадные цели. В конце 1973 года первый ракетный полк с этими ракетами заступил на боевое дежурство. После появления ракет с РГЧ типа «МИРВ» УР-100У уступили им свое место.

  В середине 70-х годов был проведен комплекс работ по повышению защищенности шахтных пусковых установок и ракет установленных в них. Модернизации подвергся и транспортно-пусковой контейнер. Его конструкция стала более рациональной и удобной, что позволило облегчить обслуживание ракеты и сократить в три раза время регламентных работ. Улучшилась система внутренней амортизации. Установка новой аппаратуры контроля дала возможность полностью автоматизировать цикл проверок технического состояния ракет и систем пусковых установок. В результате выполнения всех работ защищенность сооружений ракетного комплекса повысилась на порядок.

  Следует отметить, что при последовательной модернизации ракет и комплекса в целом широко использовались ранее разработанные и установленные конструкции, агрегаты системы и узлы. Это позволило добиться значительной экономии финансовых и материальных ресурсов государства.

 

 
Сайт создан в системе uCoz