Межконтинентальная
баллистическая ракета УР-100
Первой поступившей
на оснащение РВСН МБР второго поколения
стала ракета УР-100, разработанная под
руководством академика В.Н. Челомея.
Задание на разработку «легкой»
ампулизированной ракеты, пригодной для
крупносерийной постройки, было выдано
постановлением Правительства от 30 марта 1963
года. Кроме головного ОКБ-52 привлекалось
значительное число смежных организаций,
что позволило отработать все системы
создаваемого ракетного комплекса в
короткие сроки. Весной 1965 года на полигоне
Байконур начались летные испытания ракеты.
19 апреля состоялся пуск с наземной пусковой
установки, а 17 июля — первый пуск из шахты.
Первая серия испытаний показала
недоведенность двигательной установки и
системы управления. Однако устранение этих
недостатков много времени не заняло. 27
октября 1966 года всю программу испытаний
удалось успешно завершить. 24 ноября этого
же года БРК с ракетой УР-100 был принят на
вооружение РВСН. В этот день три первых
ракетных полка были развернуты в
Красноярске, Бершети и Дровяной.
УР-100 была выполнена
по схеме «тандем» с последовательным
разделением ступеней и плотной компоновкой
отсеков. Ракета конструктивно состояла из
первой и второй ступеней и головной части.
Разделение ступеней ракеты осуществлялось
с помощью пороховых ракетных двигателей,
установленных на хвостовом отсеке первой
ступени.
Первая ступень
включала в себя корпус, маршевую
двигательную установку,
пневмогидравлическую систему, систему
опорожнения баков и приборы системы
управления. Корпус был выполнен по несущей
схеме и состоял из трех отсеков: хвостового,
топливного и переднего. Топливный отсек
представлял собой неразъемный блок,
состоящий из бака окислителя и бака
горючего, которые разделялись общим
совмещенным двойным днищем. Двигательная
установка первой ступени, размещенная в
хвостовом отсеке, состояла из четырех
маршевых ЖРД с поворотными камерами
сгорания, выполненных по замкнутой схеме с
дожиганием генераторного газа в камерах
сгорания. Двигатели имели высокий удельный
импульс тяги, что позволило ограничить
время работы первой ступени. Их суммарная
тяга на земле составила 74 т. Для управления
полетом ракеты каждый двигатель отклонялся
в одной плоскости гидравлическим рулевым
приводом.
Вторая ступень по
конструкции аналогична первой, но меньших
размеров. Ее корпус состоял из хвостового,
топливного и приборного отсеков. На ней
устанавливали маршевый однокамерный ЖРД и
четырехкамерный рулевой ракетный
двигатель. Они развивали тягу в пустоте 13,4 т
и 1,5 т соответственно. В качестве
компонентов топлива применялись
самовоспламеняющиеся при взаимном
контакте азотный тетроксид и
несимметричный диметилгидразин.
Все топливные баки имели
наддув. Перед стартом они наддувались
сжатым азотом и воздухом из баллонов,
установленных в шахтной пусковой установке,
а в полете — продуктами газогенерации.
На ракете устанавливалась
автономная инерциальная система
управления, обеспечивавшая управление
полетом на активном участке траектории в
соответствии с заранее рассчитанной
программой полета, а также обеспечивала
автоматизированную подготовку пуска и пуск
ракеты, дистанционный непрерывный и
периодический контроль состояния ракеты с
пункта управления боевым ракетным
комплексом. В ее состав входили устройства
установленные как в приборном отсеке, так и
размещенные на пусковой установке. КВО при
стрельбе составило 1400 м.
В качестве боевого
оснащения использовалась моноблочная
головная часть с термоядерным зарядом
мощностью 1 Мт. Большим достоинством было то,
что ракета ампулизировалась (изолировалась
от внешней среды) в специальном транспортно-пусковом
контейнере, в котором она
транспортировалась, хранилась в шахтной
пусковой установке в течение всего срока
эксплуатации в постоянной готовности к
пуску и из которого она стартовала.
Применение мембранных клапанов, отделявших
топливные баки с агрессивными компонентами
от ракетных двигателей, позволило держать
ракету постоянно заправленной в течение
многих лет.
Контроль технического
состояния ракет одного боевого ракетного
комплекса, а также предстартовая
подготовка и пуск проводились дистанционно
по командам с командного пункта полка. Все
его 10 ШПУ были разнесены на дальность,
обеспечивавшую непоражение одним ядерным
зарядом противника двух соседних стартовых
позиций (так называемые «ОС» — «отдельные
старты»). Для своего времени БРК с МБР УР-100
был лучшим по своим боевым и
эксплуатационным характеристикам в своем
классе жидкостных ракет и что самое главное
— пригодным для массового развертывания. К
концу 1971 года было поставлено на боевое
дежурство 940 ШПУ с ракетами этого типа.
Однако успехи в области
создания систем управления позволили
модернизировать ракету. 23 июля 1969 на
полигоне Байконур начались летные
испытания МБР УР-100М УТТХ, имевшей более
совершенную систему управления с
расширенными возможностями по
переприцеливанию ракеты, новую облегченную
головную часть с повышенной надежностью и
комплекс средств преодоления систем ПРО.
Были модернизированы ряд систем ракетного
комплекса, что улучшило эксплуатационные
характеристики. С марта 1970 года эти ракеты
стали поступать в строевые части.
В 1971 году на вооружение
принимается новая модификация ракеты,
получившая обозначение УР-100К. Она
превосходила своих предшественниц по
точности стрельбы, надежности и
эксплуатационным характеристикам. Были
доработаны двигательные установки обеих
ступеней. Повышен ресурс работы ЖРД, а также
их надежность. Длина топливного отсека
первой ступени увеличилась. Масса полезной
нагрузки возросла на 60 %.
Система управления на этой
ракете позволяла дистанционно выбрать с
командного пункта полетное задание для
стрельбы и ввести данные в бортовые
устройства. За счет применения режима
форсированного разгона гироблоков удалось
сократить время технической готовности
ракеты к пуску.
Для начала 70-х годов УР-100К
имела высокие боевые характеристики. Она
могла нести «легкую» или «тяжелую»
моноблочную головную часть термоядерным
зарядом. Дальность полета составила 12000 км (больше
чем у «Минитмен-2»), а КВО — 1100 м. Высокая
надежность предопределила долгий срок
эксплуатации этого БРК. Последние ракеты
этого типа были сняты с боевого дежурства в
конце 1994 года.
16 июня 1971 года с Байконура в
первый полет стартовала последняя ракета
из этого семейства, получившая обозначение
УР-100У. Она была оснащена головной частью с
тремя боевыми блоками рассеивающегося типа.
Каждый блок содержал ядерный заряд
мощностью 350 кт. Дальность полета хотя и
сократилась до 10500 км, но теперь ракета
могла эффективно поражать крупные
площадные цели. В конце 1973 года первый
ракетный полк с этими ракетами заступил на
боевое дежурство. После появления ракет с
РГЧ типа «МИРВ» УР-100У уступили им свое
место.
В середине 70-х годов был
проведен комплекс работ по повышению
защищенности шахтных пусковых установок и
ракет установленных в них. Модернизации
подвергся и транспортно-пусковой контейнер.
Его конструкция стала более рациональной и
удобной, что позволило облегчить
обслуживание ракеты и сократить в три раза
время регламентных работ. Улучшилась
система внутренней амортизации. Установка
новой аппаратуры контроля дала возможность
полностью автоматизировать цикл проверок
технического состояния ракет и систем
пусковых установок. В результате
выполнения всех работ защищенность
сооружений ракетного комплекса повысилась
на порядок.
Следует отметить, что при
последовательной модернизации ракет и
комплекса в целом широко использовались
ранее разработанные и установленные
конструкции, агрегаты системы и узлы. Это
позволило добиться значительной экономии
финансовых и материальных ресурсов
государства.
|